По данным разных авторов, около 10 процентов населения страдают синдромом дефицита внимания. Дети и взрослые, страдающие этим расстройством, не способны длительно концентрировать внимание на решении различных задач.
Выделяют 3 клинические формы синдрома дефицита внимания:
Сложности в обучении, отсутствие навыков нормального общения со сверстниками и взрослыми, высокая агрессивность и низкая оценка результатов их деятельности со стороны значимых близких приводят к тому, что дети, страдающие синдромом дефицита внимания постоянно испытывают псилогический дискомфорт.
Родители детей, страдающих синдромом дефицита внимания с\без гиперактивности, сами нередко подавлены, растерянны, жалуются на потерю сна, снижение работоспособности, хроническое ощущение беспомощности и безысходности. Несоответствие ребенка тому образу, который сформировался в воображении, или непохожесть его на других детей или братьев и сестер приводит их в отчаяние.
Часто то, что происходит с их ребенком, воспринимается родителями как лень, распущенность, "вредность", "дурной характер", "истеричность". Предпринимаются самые разнообразные меры воздействия (от лишения развлечений до физического наказания). Отсутствие эффекта от воспитательных мер накаляет отношения между ребенком и родителем до предела. Ребенок становится еще более расторможенным, невнимательным и непослушным.
Потеря эмоционального контакта с собственным ребенком, ощущение потери любви к нему, даже появление чувства враждебности, неприязни тяжело переживается родителем, понимающим ненормальность всего происходящего, но не имеющим возможности изменить ситуацию. Ребенок утверждается во мнении, что он "хуже других", не соответствует требованиям родителей и поэтому виноват перед ними.
При отсутствии адекватной коррекции у такого ребенка может развиться более деструктивное расстройство поведения (conduct disorder), которое уже имеет отчетливый антисоциальный характер. В том случае, если не удается контролировать расстройство поведения, особенно в подростковом возрасте, может сформироваться личностное расстройство антисоциального характера (antisocial personal disorder).
Многие из пациентов с синдромом дефицита внимания, не имея возможности подтвердить собственную значимость социально приемлемыми способами (успехи в учебе, спорте), стремятся понизить уровень своих социальных контактов и занимают маргинальные социальные ниши.
Однако, несмотря на определенные недостатки, дети с СДВГ могут справляться с обычными для других детей проблемами, их нельзя отстранять от требований, ожиданий и планов, которые применяются к другим детям. Проблемы, связанные с ребенком, вызваны не его «плохим характером», а имеют своей причиной конкретные и, самое главное, коррегируемые нарушения в работе головного мозга.
Бета-стимулирующий тренинг, предназначенный для лечения синдрома дефицита внимания, базируется на технологии биологической обратной связи. Включенный в контур биообратной связи через компьютер, пациент обучается навыкам нормализации функционирования определенных структур головного мозга, регулирующих поведение. Устойчивый сдвиг в сторону преобладания в ЭЭГ бета-ритма обеспечивает лечебный эффект.
Показаниями к применению бета-тренинга являются все виды синдрома дефицита внимания с/без гиперактивности. Кроме того бета-тренинг показал выраженную клиническую эффективность при специфических расстройствах развития(нарушение развития способности к арифметическому счету, расстройство развития экспрессивного письма, расстройство развития способности к чтению) и расстройствах поведения .
В зависимости от состояния рекомендуется проведение разного количества сеансов, в среднем курс в 25 сеансов обеспечивает выраженный эффект, фиксируемый родителями и учителями.
Ниже приведены типичные результаты применения бета-тренинга у детей среднего школьного возраста.
Пациент П., 11 лет. Ученик пятого (вспомогательного) класса средней школы. Со слов родителей, невнимательно ведет себя на уроках, «ничего не соображает», «нарочно доводит учителей», «наверное, он дебил, хотя тесты не показывают», «не может сидеть спокойно ни минуты». Пациент очень много времени тратит на подготовку домашних заданий (4-5 часов) вместе с мамой, «ведет себя так, как будто специально старается вывести окружающих из себя»; в последнее время дома стали пропадать небольшие суммы денег (10-20 рублей), не любит читать, плохо запоминает прочитанное, не знает таблицу умножения. Единственный любимый предмет в школе - информатика (!), потому что «там не ругаются», при каждом возможном случае пропускает занятия в школе.
На первом приеме: сидит с недовольным выражением лица, постоянно вертится, зевает, рвет бумагу и кидается бумажными шариками. Говорит, что в школе «неинтересно», «хочется спать», «болит голова». Результаты пробы Шульте на первом сеансе тренинга свидетельствуют о выраженном нарушении способности к концентрации внимания: возрастает время, затраченное на работу с 3, 4 и 5 таблицами, причем на последнюю таблицу уходит больше трех минут. Скорость чтения – 25-30 слов в минуту.
Курс лечения составил более семидесяти сеансов бета-стимулирующего тренинга. Первые 20 сеансов тренинга проводились с частотой 3 раза, затем – 2 раза в неделю.
Клинические результаты тренинга. Уже после первых сеансов тренинга, по словам матери пациента, его поведение стало более позитивным, он стал быстрее готовить домашние задания, меньше конфликтовать с окружающими. В середине курса (25 – 30 сеансы) пациент вследствие улучшения академической успеваемости был переведен в обычный класс средней школы (в середине учебного года!). В конце курса тренинга скорость чтения составляла 55-60 слов в минуту. Через 6 месяцев после окончания курса успеваемость пациента оставалась хорошей, поведение стало более конструктивным.
Пациентка Л., 12 лет, ученица 5 класса средней школы. Со слов родителей, ребенок медленно читает, плохо запоминает прочитанное, не любит читать книги, на приготовление уроков (с помощью мамы) обычно уходит 4-5 часов. Наиболее трудные предметы – математика, русский язык, литература, история. Любимые уроки физкультура, пение и танцы.
На первом приеме молча сидит в кресле, улыбается, охотно соглашается со всем, что говорит мама и врач. Скорость чтения 35 слов в минуту. Время, затраченное на работу с таблицами Шульте на первом приеме (75, 87, 94, 89, 91 секунд), свидетельствует об истощении исходно низкой способности к концентрации внимания. Всего было проведено 30 сеансов. Курс тренинга был организован так же, как и в первом случае. Лечебный сеанс включал в себя компьютерные релаксирующие игры, а также от двух до пяти сессий бета-стимулирующего тренинга.
Клинические результаты тренинга. В результате курса лечения улучшилась академическая успеваемость, появилось позитивное отношение к занятиям в школе; со слов матери, сократилось время, затрачиваемое на приготовление уроков, появился интерес к чтению. Скорость чтения в конце курса тренинга 45-50 слов в минуту. Мать пациентки настроена на продолжение курса лечения.
Бета-тренинг является на сегодняшний день самым эффективным немедикаментозным методом коррекции синдрома дефицита внимания.
Специально для специалистов, работающих с детьми, Компанией «Комсиб» разработан программно-аппаратный комплекс «Бослаб-профессиональный школьный» , включающий все необходимое для коррекции нарушений внимания с гиперактивностью, коррекция психоэмоциональных нарушений, профилактики хронического стресса, психосоматических расстройств, профилактики аддикций и девиантных форм поведения.