Мат-лы 1 Всеросс. научно-практической конференции «Когнитивные нарушения у детей.
Современные подходы к диагностике, коррекции и развитию речи»
26-28 февраля 2009г., Пермь., с. 87-89.
БИОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Джафарова О.А., Сарайкина Н.В.
ООО НПФ «Компьютерные системы биоуправления»
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
В связи с актуальностью проблемы специалистами ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук совместно с ООО НПФ «Компьютерные системы биоуправления» для лиц, страдающих речевыми нарушениями, разработана методика реабилитации средствами и методами технологии компьютерного адаптивного биоуправления.
Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования как речевого аппарата, так и нервной системы человека. Результатом ее применения являются: организация фонационного дыхания; формирование навыков четкой артикуляции и произнесения; формирование интонационной выразительности речи; стабилизация темпа ритма речи; преодоление логофобии.
В процессе занятий программно-аппаратный комплекс биоуправления «БОСЛАБ» (Рег. уд. № ФС 022а2000/1026-04, сертификат соответствия №РОСС RU.АЯ79.В03819) с программным обеспечением «БОСЛАБ-ЛОГО» контролирует следующие физиологические параметры: электромиограмма (напряжение мышц), температура выдыхаемого воздуха, длительность дыхательного цикла, длительность выдоха, амплитуда звуковой волны, регистрируемая при речевых упражнениях, что позволяет вырабатывать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма речи. Отметим удобство использования датчика дыхания «НОС-РОТ», используемого в ПАК «БОСЛАБ». Длительность дыхательного цикла (величина, обратно пропорциональная частоте дыхания) рассчитывается на основании разницы между температурой вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, фаза вдоха характеризуется снижением температуры воздушной струи, фаза выдоха – повышением.
Биоуправление – это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах биологической адаптивной («приспособительной») обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, поскольку обратная связь облегчает процесс обучения пациентов физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую.
Биоуправление представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации с помощью специальных приемов и аппаратуры человек развивает навыки саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологические функции организма. Адаптивная обратная связь принимает участие во всех функциях человеческого организма, начиная от самых элементарных биохимических реакций и заканчивая крайне сложными видами деятельности человека.
В зависимости от характера нарушений определяется цель тренинга биоуправления и выбирается коррекционная программа. Процесс восстановления функции постоянно отображается на экране монитора, что создает условия для создания высокого уровня мотивации на коррекционных занятиях. Поддержанию мотивации способствует возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на предыдущем сеансе, а также наличие большого набора игровых экранных представлений
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция - это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.
Чтобы купировать логоневротические проявления, понизить уровень тревоги, страха перед речью необходимо научиться правильно дышать. Для коррекции алалии и афазии разрабатывают мышцы артикуляционного аппарата, формируют речевое дыхание. В коррекции ринолалии и ринофонии руководствуются следующим утверждением: «Формирование правильной речи у ринолалика складывается из воспитания направленного ротового выдоха в сочетании с одновременным созданием полноценных артикулем речевых звуков» [1, т.1, стр. 136]. Иными словами, в этом случае следует тренировать речевое дыхание и длительный ротовой выдох при одновременном контроле уровня напряжения симметричных мышц области рта. При расстройствах фонации, функциональной дисфонии программа коррекции состоит в обучении дыхательной гимнастике и контроле мышечного напряжения либо в области рта, либо в области гортани на симметричных группах мышц. Следует активизировать мышечный аппарат с минимальной нагрузкой на него для формирования навыка правильного голосообразования. Дизартрия – это «расстройства говорения вследствие различных очаговых повреждений мозга, поэтому они включают в себя не только расстройства артикуляции, но и речевого дыхания, голосообразования» [1, т.1, стр.270]. И в этом случае важно использовать сочетание артикуляционной гимнастики, тренировки дыхания и техники речи
Артикуляционная гимнастика, удлинение выдоха как первое упражнение дыхательной гимнастики являются подготовительным этапом в постановке четкой речи. Его можно считать базой, на которой в дальнейшем формируются навыки свободной речи в разнообразных условиях общения. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Поэтому четкость движения артикуляторов, умение контролировать артикуляционный уклад и правильное речевое дыхание являются основой для свободного звуко- и слогопроизнесения, а в последующем и для естественной речи.
Для воспитания плавного выдоха со звуком и слогом используются сессии биоуправления, в которых регистрируются длительность дыхательного цикла и длительность выдоха, мониторируются амплитуда звуковой волны, параметры дыхания, ЭМГ и температура. Управляемые показатели – амплитуда звуковой волны и длительность выдоха.
Для закрепления результатов тренинга пациенты укрепляют навыки речевого дыхания и учатся распределять речевое дыхание по всей фразе. В результате формируется плавная, структурированная, эмоционально окрашенная фразовая речь. В ПО «БОСЛАБ-ЛОГО» было разработано специальное приложение «Фразовая речь», в котором регистрируются амплитуда звуковой волны и длительность дыхательного цикла. Управляемый показатель – амплитуда звуковой волны, на значениях которой заданы два порога: при пересечении верхнего порога регистрируется начало произнесения фразы, нижний порог используется для регистрации пауз, превышающих по длительности 200мс. Если сигнал при произнесении фразы не опускался ниже нижнего порога достаточно долго, т.е. во время произнесения фразы не было зафиксировано пауз, то задание выполнено правильно. При нажатии логопедом на кнопку «Конец фразы» непосредственно после произнесения пациентом заданной фразы загорается индикатор: зеленый, если задание выполнено правильно, красный – если с ошибками.
Основным правилом тренинга биоуправления является соблюдение постепенного перехода от легкого задания к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. Курс лечебных тренировок состоит из 20-30 сеансов Продолжительность одного занятия - 20-30 мин. Каждый сеанс следует начинать с артикуляционной гимнастики (миографический тренинг) длительностью 3-7 минут, далее следует дыхательная гимнастика - от 5 до 20 минут. Сеансы проводятся 3-5 раз в неделю. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания без речи. Постепенно в эти упражнения включают речевой материал.
Пример 1. Пациент К., 7 лет. Поступил на занятия с диагнозом: невротическое заикание клонического характера дыхательно-артикуляционного типа средней степени тяжести, логофобии, сопутствующие движения (моргание глазами). Логоневроз возник в результате испуга в возрасте 3 лет. Коррекционные занятия проводились в течение 3 месяцев не менее 3 раз в неделю. К классическим процедурам был добавлен тренинг на комплексе «БОСЛАБ-ЛОГО». Основные сессии: «Длительность выдоха», «Плавность выдоха». Отмечена положительная динамика: пациент научился правильно формировать воздушную струю, обучился навыкам диафрагмального дыхания. Темп речи стал умеренным, уменьшилось количество речевых судорог в повседневной речи. Ребенок стал говорить более медленно, мелодично, экономно расходуя воздушную струю.
Пример 2. Пациент М., 6 лет. Поступил с диагнозом ринолалия. При осмотре: компенсированная ринолалия после операции на твердом нёбе, верхней губе и альвеолярном отростке. Выявлено нарушение звукопроизношения, нозализация, гнусавость и гиперсаливация. Лечится у дефектолога 4 месяца, занятия проводятся 3 раза в неделю. Логопедическое занятие включает в себя артикуляционную гимнастику и работу над дыханием на комплексе «БОСЛАБ», логомассаж, постановку звуков. Улучшилась моторика артикуляционного аппарата, движения стали более согласованными. Работая с длительностью выдоха в течение 2 месяцев, научился правильному дыханию «нос-рот». В результате тренинга плавного выдоха заметно снизилась нозализация. Начал разрабатывать речевое дыхание, учится экономно расходовать воздушную струю. Речь стала более внятной. Динамика положительная.
В разработанной методике сочетаются дыхательные упражнения с другими видами артикуляционной и релаксационной гимнастики, чередуются разные виды упражнений. Программу «БОСЛАБ-ЛОГО» можно использовать не только для тренинга, но и для объективного контроля мышечного тонуса и речевого выдоха в режиме мониторинга.
Литература.
1. Хрестоматия по логопедии. В 2х томах. Под ред. Волковой Л.С, Селиверстова В.И., 1997г.