Бета-стимулирующий тренинг в программной системе «БОСЛАБ»
2. Проверка правильности наложения электродов.
3. Диагностика СДВГ и мониторирование биоэлектрической активности.
4. Бета-стимулирующий тренинг.
5. Оценка результатов тренинга.
Наиболее высокие уровни соотношения активности в тета-диапазоне к активности в бета-диапазоне, которые являются главными электроэнцефалографическими коррелятами синдрома дефицита внимания, регистрируются в лобном отделе, по центральной линии. Причем наиболее активная точка находится на уровне F1–F2 (в соответствие с международной схемой монтажа электродов «10-20%»). Однако отведения наиболее часто используются при лечении синдрома дефицита внимания - CZ и FZ (биполярный монтаж). Точка CZ расположена на макушке. FZ приблизительно на середине расстояния между CZ и точкой роста волос. Такое расположение электродов обеспечивает высокую эффективность лечения вследствие достаточно высокого уровня активности бета в этих отведениях и низкого, по сравнения с более близкими ко лбу точками, уровня артефактов. Таким образом первый датчик крепится в точках CZ–FZ, второй датчик крепится в точках F4–O2.
Электроэнцефалографические электроды фиксируются при помощи электропроводной пасты. Пассивный электрод (прищепка) прикрепляется к мочке уха, на него также наносится электропроводная паста. Мочка уха и кожа головы предварительно обрабатываются спиртом. При необходимости производится дополнительная фиксация электродов с помощью эластичной повязки.
При проведении тренинга обязательно используется электромиографический сигнал. Одноразовые ЭМГ электроды с помощью кнопочных разъемов прикрепляются к датчику ЭМГ. Электроды крепятся на фронтальную мышцу – по середине лба на расстоянии 3-4 см друг от друга. Датчик ЭМГ присоединяется к прибору.
2. Проверка правильности наложения электродов.
Перед началом тренинга биологической обратной связи необходимо проверить правильность наложения электродов и убедиться в отсутствии артефактов. Для этого в программе существует специальный режим. Сигнал ЭЭГ должен быть четким, почти симметричным относительно нулевой линии и не выходить за границы экрана, на нем не должно появляться всплесков. Сигнал ЭМГ так же должен быть ровным, без всплесков.
3. Диагностика СДВГ и мониторирование биоэлектрической активности.
Наряду с другими диагностическими мероприятиями при использовании программно-аппаратного комплекса «БОСЛАБ» можно проводить диагностику синдрома дефицита внимания у детей на основе оценки биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя и при выполнении различного рода когнитивных заданий. Одновременно с этим в диагностическом сеансе решается задача определения частотных диапазонов ритмов ЭЭГ. Особенно актуальной для детей с СДВГ является проблема разграничения альфа- и тета-ритмов, поскольку у таких пациентов часто наблюдается сдвиг границы диапазона альфа-ритма влево. Вследствие чего, при использовании стандартных диапазонов, альфа-ритм определяется как тета-ритм.
Работа по программе стимулирующего бета-тренинга начинается с диагностического сеанса. Биоэлектрическая активность записывается с лобного и с затылочного отведений. Первые две сессии реализуют тест «Закрытые–Открытые глаза» и одновременно являются фоновыми сессиями тестирования.
Определение диапазона альфа-ритма производится на основе изменения графика спектральной кривой при реакции активации (реакция ЭЭГ на открывание глаз). Для определения диапазона альфа-ритма используют затылочное отведение.
После проведения тестового сеанса необходимо провести анализ результатов. Отчет по ЭЭГ тестированию в программной системе «БОСЛАБ» предоставляется в файле формата Excel .
По умолчанию в программе выставлены следующие диапазоны:
Тета |
4 – 8 Гц |
Альфа |
8 -13 Гц |
Бета |
13 – 20 Гц |
Две последние сессии сеанса тестирования – когнитивные задачи: арифметический счет и вербальный тест. Во время предъявления когнитивной задачи записывается биоэлектическая активность мозга. Арифметический устный счет – например, «Отсчитывание по Блейхеру». Вербальный тест – прочитать любой текст из учебника, вспомнить стихотворение.Время проведения тестов - когнитивные задачи не должно превышать трех минут каждая.
В диагностике используются все 4 сессии. Ключевым является изменение уровня активности в тета-диапазоне к активности в бета-диапазоне (тета/бета отношение) при выполнении когнитивной задачи.
Диагностический индекс внимания
(тета/бета соотношение)
Возраст |
СДВ |
СДВГ |
Норма |
6-11 лет |
6,8 |
6,6 |
2,7 |
12-15 лет |
3,8 |
5,6 |
2 |
16-20 лет |
3,3 |
3,7 |
1,7 |
Мониторирование биоэлектрической активности является обязательным компонентом курса коррекции биоэлектрической активности у пациентов с синдромом дефицита внимания, целесообразно проводить мониторирование через каждые 7-10 сеансов тренинга.
4. Бета-стимулирующий тренинг.
Бета-стимулирующего тренинг может проводиться по бета-ритму или по соотношению тета/бета.
Диагностическим для синдрома дефицита внимания является соотношение тета/бета. Тестирование дает представление о том, какой параметр тета или бета дает больший вклад в повышении тета/бета отношения. Цель тренинга – снижение параметра тета/бета до определенного уровня. Для достижения этой цели тренирующийся должен повысить активность в бета-диапазоне и (или) снизить тета-активность. Оба вида тренинга решают эту задачу.
Тренинг на повышение бета-ритма – более простой вариант, поскольку используется только один сигнал, и этот сигнал не подвержен влиянию артефактов (окулограммы), поэтому начинать тренинг рекомендуется с него. Как правило, успешный тренинг по бета-ритму ведет к снижению отношения тета/бета и тета-активности. Если ведущим в патологическом процессе является тета-ритм, то целесообразнее использовать тренинг по тета/бета соотношению.
Далее следуют сессии тренинга, как правило, их несколько, это обеспечивает смену рабочих экранов во время тренинга.
Длительность работы в контуре биологической обратной связи должна в каждом случае определяться индивидуально, продолжительность работы с одним экраном составляет от 3-5 до 15 минут.
Обычно мы стараемся добиваться того, чтобы общая длительность бета-стимулирующего тренинга была не менее 20 минут за один сеанс лечения. Перед проведением тренинга необходимо настроить продолжительность выбранных протоколов. Лечебные сеансы следует проводить не реже 2-3 раз в неделю. Для достижения стабильных результатов необходимо не менее 30-40 сеансов, а в некоторых случаях – 40-60.
5. Оценка результатов тренинга.
Сразу после сеанса можно просмотреть динамику изменения электрической активности в режиме Просмотр данных сессии. Более подробную информацию можно извлечь из специального отчета(файл формата Excel ). Первый лист отчета содержит сводную информацию по выбранным сессиям, далее следуют листы с информацией по каждой выбранной сессии.
Следует выбирать группу сессии для анализа осмысленно. Групповой график может показать динамику курса тренинга или динамику изменения базовых показателей только в том случае если в отчет выбраны сессии одной модальности.
Иначе невозможно сравнивать и интерпретировать результаты. Сессии мониторинга и тренинга и тестирования (для каждого вида) для получения картины курсовой динамика необходимо включать в отчет по отдельности, например, выбрать все сессии устного счета за курс.