Комплексы БОСЛАБ, БОС-ПУЛЬС, БОС-ТЕСТ. Разработка, производство, внедрение






Наши контакты

8-(383)-335-97-56

+7-913-481-91-29

E -MAIL:
info@boslab.ru

Россия, Новосибирск
Тимакова 2, оф. 901
630017


Бета-тренинг БОСЛАБ

Бета-стимулирующий тренинг в программной системе «БОСЛАБ»

1. Монтаж электродов.

2. Проверка правильности наложения электродов.

3.  Диагностика СДВГ и мониторирование биоэлектрической активности.

4. Бета-стимулирующий тренинг.

5. Оценка результатов тренинга.

 

1. Монтаж электродов.

Наиболее высокие уровни соотношения активности в тета-диапазоне к активности в бета-диапазоне, которые являются главными электроэнцефалографическими коррелятами синдрома дефицита внимания, регистрируются в лобном отделе, по центральной линии. Причем наиболее активная точка находится на уровне F1–F2 (в соответствие с международной схемой монтажа электродов «10-20%»). Однако отведения наиболее часто используются при лечении синдрома дефицита внимания - CZ и FZ (биполярный монтаж). Точка CZ расположена на макушке. FZ приблизительно на середине расстояния между CZ и точкой роста волос. Такое расположение электродов обеспечивает высокую эффективность лечения вследствие достаточно высокого уровня активности бета в этих отведениях и низкого, по сравнения с более близкими ко лбу точками, уровня артефактов. Таким образом первый датчик крепится в точках CZFZ, второй датчик крепится в точках F4–O2.

 рис1.pngрис2.png


 Электроэнцефалографические электроды фиксируются при помощи электропроводной пасты. Пассивный электрод (прищепка) прикрепляется к мочке уха, на него также наносится электропроводная паста. Мочка уха и кожа головы предварительно обрабатываются спиртом. При необходимости производится дополнительная фиксация электродов с помощью эластичной повязки.

При проведении тренинга обязательно используется электромиографический сигнал. Одноразовые ЭМГ электроды с помощью кнопочных разъемов прикрепляются к датчику ЭМГ. Электроды крепятся на фронтальную мышцу – по середине лба на расстоянии 3-4 см друг от друга. Датчик ЭМГ присоединяется к прибору.

2. Проверка правильности наложения электродов.

Перед началом тренинга биологической обратной связи необходимо проверить правильность наложения электродов и убедиться в отсутствии артефактов. Для этого в программе существует специальный режим. Сигнал ЭЭГ должен быть четким, почти симметричным относительно нулевой линии и не выходить за границы экрана, на нем не должно появляться всплесков. Сигнал ЭМГ так же должен быть ровным, без всплесков.

рис3.jpg

 

3.  Диагностика СДВГ и мониторирование биоэлектрической активности.

Наряду с другими диагностическими мероприятиями при использовании программно-аппаратного комплекса «БОСЛАБ» можно проводить диагностику синдрома дефицита внимания у детей на основе оценки биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя и при выполнении различного рода когнитивных заданий.  Одновременно с этим в диагностическом сеансе решается задача определения частотных диапазонов ритмов ЭЭГ. Особенно актуальной для детей с СДВГ является проблема разграничения альфа- и тета-ритмов, поскольку у таких пациентов часто наблюдается сдвиг границы диапазона альфа-ритма влево. Вследствие чего, при использовании стандартных диапазонов, альфа-ритм определяется как тета-ритм.

бета тренинг

Работа по программе стимулирующего бета-тренинга начинается с диагностического сеанса. Биоэлектрическая активность записывается с лобного и с затылочного отведений. Первые две сессии реализуют тест «Закрытые–Открытые глаза» и одновременно являются фоновыми сессиями тестирования.

Определение диапазона альфа-ритма производится на основе изменения графика спектральной кривой при реакции активации (реакция ЭЭГ на открывание глаз). Для определения диапазона альфа-ритма используют затылочное отведение.

После проведения тестового сеанса необходимо провести анализ результатов. Отчет по ЭЭГ тестированию в программной системе «БОСЛАБ» предоставляется в  файле формата Excel .

 

бета тренинг

По умолчанию в программе выставлены следующие диапазоны:

Тета

4 – 8 Гц

Альфа

8 -13 Гц

Бета

13 – 20 Гц

Две последние сессии сеанса тестирования – когнитивные задачи: арифметический счет и вербальный тест. Во время предъявления когнитивной задачи записывается биоэлектическая активность мозга. Арифметический устный счет – например, «Отсчитывание по Блейхеру». Вербальный тест – прочитать любой текст из учебника, вспомнить стихотворение.Время проведения тестов - когнитивные задачи не должно превышать трех минут каждая.

В диагностике используются все 4 сессии. Ключевым является изменение уровня активности в тета-диапазоне к активности в бета-диапазоне (тета/бета отношение) при выполнении когнитивной задачи.

Диагностический индекс внимания
(тета/бета соотношение)

Возраст

СДВ

СДВГ

Норма

6-11 лет

6,8

6,6

2,7

12-15 лет

3,8

5,6

2

16-20 лет

3,3

3,7

1,7

Мониторирование биоэлектрической активности является обязательным компонентом курса коррекции биоэлектрической активности у пациентов с синдромом дефицита внимания,  целесообразно проводить мониторирование через каждые 7-10 сеансов тренинга.

4. Бета-стимулирующий тренинг.

Бета-стимулирующего тренинг может проводиться по бета-ритму или по соотношению тета/бета.

Диагностическим для синдрома дефицита внимания является соотношение тета/бета. Тестирование дает представление о том, какой параметр тета или бета дает больший вклад в повышении тета/бета отношения. Цель тренинга – снижение параметра тета/бета до определенного уровня. Для достижения этой цели тренирующийся должен повысить активность в бета-диапазоне и (или) снизить тета-активность. Оба вида тренинга решают эту задачу.

Тренинг на повышение бета-ритма – более простой вариант, поскольку используется только один сигнал, и этот сигнал не подвержен влиянию артефактов (окулограммы), поэтому начинать тренинг рекомендуется с него. Как правило, успешный тренинг по бета-ритму ведет к снижению отношения тета/бета и тета-активности. Если ведущим в патологическом процессе является тета-ритм, то целесообразнее использовать тренинг по тета/бета соотношению.

Далее следуют сессии тренинга, как правило, их несколько, это обеспечивает смену рабочих экранов во время тренинга.

бета тренинг
Тренинг проводится с открытыми глазами. Пациенту предлагают задания, выполняя которые он увеличивает амплитуду сигнала бета-ритма (или снижает сигнал тета/бета) и, в зависимости от выбранной сессии (протокола), будет увеличиваться частота возникновения сигнала обратной связи, развиваться игровой сюжет, исчезать помехи при просмотре фильма. Порог возникновения сигнала обратной связи устанавливается перед началом сеанса таким образом, чтобы бета (тета/бета) активность исходно превышала (была ниже) его в 50 процентах случаев. Для ЭМГ инт  порог устанавливается таким образом, чтобы в спокойном состоянии весь сигнал находился ниже пороговой линии. Сигнал ЭМГ выполняет функцию контроля за артефактами основного сигнала. При превышении миографическим сигналом порога, что происходит при напряжении лба и влечет повышение сигнала бета ритма за счет наводок (артефактов), выполнение задания считается неправильным, и сигнал обратной связи блокируется.

Длительность работы в контуре биологической обратной связи должна в каждом случае определяться индивидуально, продолжительность работы с одним экраном составляет от 3-5 до 15 минут.

Обычно мы стараемся добиваться того, чтобы общая длительность бета-стимулирующего тренинга была не менее 20 минут за один сеанс лечения. Перед проведением тренинга необходимо настроить продолжительность выбранных протоколов. Лечебные сеансы следует проводить не реже 2-3 раз в неделю. Для достижения стабильных результатов необходимо не менее 30-40 сеансов, а в некоторых случаях – 40-60.

 

5. Оценка результатов тренинга.

Сразу после сеанса можно просмотреть динамику изменения электрической активности в режиме Просмотр данных сессии. Более подробную информацию можно извлечь из специального отчета(файл формата Excel ). Первый лист отчета содержит сводную информацию по выбранным сессиям, далее следуют листы с информацией по каждой выбранной сессии.

Следует выбирать группу сессии для анализа осмысленно. Групповой график может показать динамику курса тренинга или динамику изменения базовых показателей только в том случае если в отчет выбраны сессии одной модальности.

Иначе невозможно сравнивать и интерпретировать результаты. Сессии мониторинга и тренинга и тестирования (для каждого вида) для получения картины курсовой динамика необходимо включать в отчет по отдельности, например, выбрать все сессии устного счета за курс.

бета тренинг