Диагностика психофизиологического состояния: проведение психологических тестов, стресс-тестов под контролем ритмов ЭЭГ, ЭМГ интегральной, температуры, кардиоритмограммы, частоты дыхания, кожно-гальванической реакции.
Определение физиологических маркеров эмоционального напряжения, используя ритмы ЭЭГ, ЭМГ интегральную, температуру, кардиоритмограмму, частоту дыхания, кожно-гальваническую реакцию.
Оценка актуального психофизиологического состояния под контролем ритмов ЭЭГ, ЭМГ интегральной, температуры, кардиоритмограммы, частоты дыхания, кожно-гальванической реакции.
Методика психофизиологического тестирования основана на многоканальном мониторинге физиологических функций в процессе выполнения стресс-тестов – специальных заданий, моделирующих ситуацию стресса. При этом регистрируется частота кардиоинтервалов, длительность дыхательного цикла, интегральная электромиограмма фронтальных мышц скальпа, кожно-гальваническая реакция, электроэнцефалограмма. Протокол сеанса представлен последовательным набором тестовых заданий, чередующихся с минутными сессиями отдыха. В качестве стресс-тестов применяются когнитивные задачи, выполняемые в условиях ограничения времени или предъявляемые с чрезмерно высокой скоростью; задания, затрагивающие эмоциональную сферу; задания, моделирующие условия соревнования (рис.1). В качестве эмоционального стрессора используется игровое приложение «Астероиды», настроенное таким образом, что сложность его выполнения прогрессивно возрастает (рис.2).
Рис. 1 Тест Струпа
| Рис. 2 Игровое приложение Астероиды
|
Динамика средних значений ЭМГ
в сеансе тестирования | Динамика длительности кардиоинтервалов (КИ): уменьшение длительности КИ во время выполнения стресс-тестов и увеличение на отдыхе |
Эффективным способом диагностики стрессоустойчивости, готовности к эффективному действию в ситуации соревнования является технология игрового компьютерного биоуправления, где игровой соревновательный сюжет управляется физиологическими функциями тестируемого, а добиться выигрыша возможно, лишь применяя эффективные стратегии поведения, контроля и саморегуляции психовегетативного статуса.
Игровой сюжет ВИРА! –
|
Игровой сюжет РАЛЛИ –
|
Особенности реагирования спортсменов на физиологическом уровне значительно коррелируют с поведенческими стереотипами. Это позволяет определить направления дальнейшего тренинга и проводить индивидуальную психологическую и психофизиологическую подготовку, прорабатывая «слабые точки» и приближая спортсмена к оптимальному уровню функционирования.
Пример адекватной модели
|
Неадекватная модель реагирования
|
Описанная система тестирования позволяет оценить психофизиологическую готовность с учетом не только индивидуальных особенностей спортсмена, но и вида спортивной деятельности, выявить наиболее значимые механизмы формирования психофизиологической готовности. Это позволит унифицировать психофизиологическое сопровождение тренировочного процесса в различных спортивных федерациях.
Вернутьсяк биоуправлению в спорте...