Комплексы БОСЛАБ, БОС-ПУЛЬС, БОС-ТЕСТ. Разработка, производство, внедрение






Наши контакты

8-(383)-335-97-56

+7-913-481-91-29

E -MAIL:
biosystems@niimbb.ru

Россия, Новосибирск
Тимакова 2, оф. 901
630017


Использование возможностей БОС-тренинга для коррекции напряжения адаптации у студентов медицинского колледжа

Авторы:
В.Н. Васильев, 
Т.И. Подкопаева, Д.В. Загулова

целью изучения процесса адаптации студентов к процессу обучения обследовано 508 девушек в возрасте от 17 до 25 лет. У всех испытуемых определяли физиологические и психологические показатели, изучали текущую и экзаменационную успеваемость. Было выявлено, что 40,4 % студентов имеют средний уровень физического здоровья, у 34,5% обследуемых этот уровень был низким и ниже среднего и только 6,9% имели высокий уровень здоровья.
По результатам кластерного анализа были выделены три группы, характеризующиеся разным уровнем адаптации. В первую группу вошли студенты с благоприятной адаптацией. У них были средние или выше средних значения интегрального индекса здоровья, умеренное повышение показателей реактивной тревоги и личностной тревожности, нормальные значения шкалы 8 теста MMPI, средний уровень успеваемости. Во вторую группу включены обследуемые с риском дезадаптации ввиду низкого уровня здоровья или высокого уровня психического напряжения, группа имела ниже средних значения интегрального индекса здоровья, повышенные показатели тревожности и реактивной тревоги, нормальное или повышенное значение шкалы 8 теста MMPI, средние показатели успеваемости. Третья группа характеризовалась как группа срыва адаптации. Студенты, вошедшие в данную группу, имели низкий интегральный индекс здоровья, еще более высокие значения тревожности и реактивной тревоги и показатели 8 шкалы теста MMPI, успеваемость была средней. Отдельно выделена группа с низкими показателями успеваемости, но нормальным интегральный уровнем здоровья и нормальными показателями тревожности и реактивной тревоги.
 На втором этапе была сформирована коррекционная группа, в которой изучали влияние тренинга с биологической обратной связью на процесс адаптации студентов к учебным нагрузкам. В исследовании участвовали 13 студентов от 17 до 21 года с низким или ниже среднего уровнем адаптации (здоровья), высокими или средними показателем личностной тревожности, средним или высоким уровнем успеваемости. Для коррекции напряжения адаптации использовали методику тренинга с биологической обратной связью (БОС-тренинг) в игровом варианте. Курс тренинга включал 20 сессий с перерывами в 0-1 день и занимал примерно 3 недели. Продолжительность каждой сессии составляла 15-20 минут.
 Курсовое проведение тренинга с биологической обратной связью способствует увеличению интегрального индекса здоровья, снижению личностной тревожности и реактивной тревоги, улучшает успеваемость. Эффективность БОС тренинга была наиболее высокой в группе студентов с низкой величиной интегрального индекса здоровья. После процедуры БОС-тренинга студенты отмечали ощущения в виде приятной усталости, сонливости, уменьшение состояния тревоги. Отрицательным моментом в БОС-тренинге является некоторая монотонность, которую отмечают студенты, прошедшие полный курс коррекции. Применение тренинга с биологической обратной связью показало свою эффективность в коррекции напряжения адаптации у студентов медицинского колледжа, что позволяет рекомендовать БОС-тренинг для коррекции таких состояний у студентов и учащихся старших классов.
 Ключевые слова: адаптация, индекс здоровья, психическое напряжение, коррекция, биоуправление.


При использовании данной статьи в своих работах обязательно указывайте ссылку на оригинал

Ссылка на эту страницу: Ссылка на цитирование:

Возврат к списку